На сегодняшний день еще не существует официальной
классификации ГБО, однако во всем мире принято делить газобаллонное
оборудование на шесть поколений.
Первое поколение ГБО. Это наиболее простая система, которую
можно устанавливать на бензиновые двигатели, а также на некоторые типы
инжекторных. Здесь все просто: газ «самотеком» (под действием разрежения во
впускном коллекторе) поступает в смеситель, и далее повторяет путь бензина:
через карбюратор — в цилиндры двигателя. Дозирование газа производится вручную,
регулировкой дозатора. ГБО первого поколения называют эжекторными.
Второе поколение ГБО. В отличие от первого, в ГБО второго
поколения дозатор электронный, причем он руководствуется показаниями
лямбда-зонда (отслеживающего количество воздуха в топливной смеси). Эти ГБО
также относятся к эжекторным.
Третье поколение ГБО. Это совершенно иной тип газобаллонного
оборудования, в котором подача газа в двигатель осуществляется с помощью
механических форсунок, установленных на впускном коллекторе. Дозирование газа
производится дозатором-распределителем, управляемым электронным блоком на
основе штатных датчиков двигателя. В настоящее время данное поколение ГБО не
применяется.
Четвертое поколение ГБО. Это несколько систем ГБО для
карбюраторных и инжекторных двигателей. В данном оборудовании впрыск топлива
осуществляется электромагнитными форсунками, установленными на впускном
коллекторе двигателя. Управление форсунками производится электронным блоком,
который вносит определенные поправки в штатные (бензиновые) топливные карты.
ГБО четвертого поколения называются системой распределенного (а также
последовательного или фазированного) газового впрыска, и на сегодняшний день
являются самым распространенными.
Пятое поколение ГБО. Системы пятого поколения пока еще довольно-таки
редки и в России не применяются. Главная особенность ГБО пятого поколения
заключается в том, что газ не испаряется, а подается в двигатель в жидкой фазе.
Это создает определенные сложности с параллельным использованием бензина и газа
— пятое поколение ГБО проще использовать самостоятельно, как основную топливную
систему. Именно таким путем пошли некоторые автопроизводители, представившие
модели авто с газовыми монотопливными двигателями.
Шестое поколение ГБО. В отличие от ГБО пятого поколения, в ГБО
шестого поколения газ в жидкой фазе впрыскивается непосредственно в цилиндры
через штатные топливные форсунки. На сегодняшний день коммерческих образцов
систем этого поколения на рынке практически нет, и перспективы их весьма
туманны.
Здесь обязательно нужно сделать одно важное уточнение. Так
сложилось, что на отечественном рынке произошла путаница понятий поколений ГБО.
Например, из-за потери интереса к ГБО третьего поколения оно совершенно
исчезло, а ГБО первого и второго поколений «выросли», став называться вторым и
третьим соответственно. Также есть некоторые несогласия с системами четвертого
и пятого поколений, но они больше кроются в технических деталях.
Поэтому, когда говорят о распространении газобаллонного
оборудования второго поколения, то речь чаще всего идет об эжекторных системах
первого поколения, и это необходимо учитывать, чтобы не впасть в заблуждение.
Какой газ использовать?
Автомобили с ГБО можно заправлять двумя видами топлива:
Метан (природный газ);
Смесь пропан-бутан (или ГСН — газ сжиженный нефтяной).
Наиболее часто применяется именно ГСН, так как такая смесь
обеспечивает лучшие характеристики двигателя, а самое главное — оборудование
для работы на ГСН проще и легче. ГБО для работы на метане устанавливается, в
основном, на больших грузовых автомобилях, для которых несколько лишних
центнеров на борту — не проблема.
Наконец, в городах и на трассах газовых заправок,
предлагающих пропан-бутан, несравненно больше, чем метановых. Так что для
установки на легковой автомобиль выбор очевиден — только ГБО для работы на
смеси пропан-бутан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий